Тайные обряды посвященных
Панчататтва - это пять элементов, которые в своей совокупности являют собой характерную особенность тантрического пути. Панчататтва или панчамакара - это пять слов, начинающихся на санскрите с буквы "м", которые дословно означают: манса - мясо, матсья - рыба, мудра - жареные зерна, мадья - вино и майтхуна - сексуальное единение. Однако, внешнее или примитивное понимание этих элементов не имеет ничего общего с Тантрой. Тантрические учителя говорят:
"Питье вина, еда мяса, совокупление - это не есть Тантра. Выполнение внешнего обряда - это не есть Тантра". Все элементы вселенской природы находяться внутри тела. Поэтому следует медитировать внутри своего тела, познавая все элементы природы во внутренннем смысле. И за счет этого постижения достигается освобождение. Поэтому, согласно эзотерическому расшифрованию, слово тантра означает: "тан" - это внутреннее познание вселенских субстанций, пребывающих в теле и "тра" - освобождение посредством этого знания.
Обряд панчататтва может практиковаться на различных уровнях - внутреннем или "божественном" (дивья), непосредственно материальном (пратьякша), а также с полной или частичной заменой элементов (анукальпа). Однако только внутренний обряд панчататтва является истинной основой тантрического пути. Именно он отличает садхака от обычного человека. Только тот, кто совершает панчататтву внутри тела и уже достиг в этом желаемых результатов - действительно сведущ в Тантре, но не тот, кто совершает обряд "5М" в материальном виде и не практикует его внутри тела. Только за счет внутренней медитации достигается свобода ото всех привязанностей, сиддхи (совершенства), освобождение и высшее наслаждение. Ни один из внешних обрядов или даже их совокупность не приводят к такому результату. Поэтому, вступившие на путь Тантры, получив необходимое посвящение и указания от учителя, должны тщательно практиковать обряд панчататтва внутри тела. Это тайная сущность Тантры. Кто осознал это и реализовал на практике - становится свободным уже в этой жизни и обретает вечное блаженство, оставив этот материальный мир. Внутреннее значение каждого из "5-ти М" расшифровывается следующим образом:
Мадья - (вино) - это лунная амброзия (сомадхара), которая капает с тысячелепесткового лотоса на верхушке головы (брахма-рандхра). Истинный йогин всегда пьет божественный нектар Луны и становиться беспечальным, всегда опьяненный этой небесной энергией.
Манса - (мясо, плоть) - это язык, функцией которого является речь. "Поедая" его (т.е. "заглатывая" язык с помощью специального йогического упражнения) садхака контролирует свою речь. Еще более важным является то, что научившись (с помощью особого йогического упражнения, называемого кхечари-мудра) "заглатывать" свой язык, садхака поднимает его высоко, продвигая его в черепном отверстии ко лбу. За счет этого садхака становится способным пить божественный нектар (мадья), истекающий из брахма-рандхры (с верха головы). этот небесный божественный нектар опьяняет как вино.
Матсья - (рыба) - это две рыбы, которые всегда плавают в реках Джамуна и Сарасвати, т.е. в каналах тела ида и пингала. Т.е. рыбы - это "лунный" и "солнечный" токи внутри тела. Выполняя пранайаму (дыхательные упражнения), садхака "поедает" этих "рыб" с помощью кумбхаки (задержки дыхания во время пранайамы), т.е., садхака занимается кундалини-йогой - он направляет эти два тока (находящихся в ида и пингала) в центральный канал своего тела - сушумну и, совершая поднятие Кундалини, доводит эти токи до аджны (на уровне лба), где эти энергии "поедаются" или полностью поглащаются сверх-сознанием. (Для этого и совершается кумбхака или задержка дыхания во время пранайамы).
Мудра - или как ее называют в Бенгалии - бхаджа (жареное зерно) - это знание Высшего Духа, пребывающего в теле. На великом тысячелепестковом лотосе (сахсарара-падма), расположенном на верхушке головы, пребывает Дух. Сиянием Он подобен миллионам Солнц, а прохладой - великому множеству Лун. Это Высшее Существо имеет необыкновенное очарование и вместе с Ним пребывает Кундалини-Шакти. Тот, кто приобретает знание этой очаровывающей Души - является поклонником Мудра. В этом йогическом состоянии (дхьяна) ум полностью охвачен реализацией Высшего.
Майтхуна - (единение) - это единение Шакти-Кундалини с Шивой в теле садхака. Это наивысшее из всех единений. Оно достигается с помощью методов кундалини-йоги, уже описанных ранее. Достигнув такого единения, садхака обладает наивысшим знанием Абсолюта (брахма-гьяна) и наслаждается невыразимым блаженством. Такой садхака именуется атмарама так как его наслаждение пребывает в атме, в сахасраре. Сексуальный союз (майтхуна) - это основа или корень творения, поддержания и разрушения. Он рассматривается в Писаниях как великая первооснова. Этот союз исполняет все цели и дарует самое труднодостижимое знание Брахмана (Абсолюта). Тот, кто понял значение майтхуны (единения) в его эзотерическом смысле и реализовал его с помощью йогического процесса (кундалини-йоги и медитации) внутри тела - достигает высшего единения (парамайтхунам) и погружается в сверхсознательное блаженство (самадхи). Для него не существует ни страха смерти, ни бремени нового рождения, ни страданий, ни беспокойств. Он абсолютно свободен (дживанмукта), наслаждается вечным блаженством (парананда), он - сам Садашива.
Тантрическая система эзотерична по своему характеру и поэтому, практики и обряды могут совершаться последователями тантрического направления только после посвящения. Процесс посвящения, а также получение учеником тех или иных практик, наставлений знаний и навыков от гуру - носят в Тантре сугубо индивидуальный и тайный характер. Только таким образом можно сохранить истинность и действенность практической традиции. Непосвященные не могут извлечь надлежащей пользы, "по случаю" разузнав какую-либо тайную мантру, или "ухватив" кусочек знания о каком-либо обряде. Не получив надлежащих разъяснений, или даже не будучи в действительности готовыми для этой садханы (практики), люди, пытающиеся практиковать таким образом, не достигают желаемых результатов. Если же они при этом движимы материальными побуждениями - такие самодеятельные попытки могут для них обернуться тяжелыми последствиями - вплоть до умопомешательства и крайне неблагоприятных состояний после смерти. Поэтому в Тантрах постоянно повторяются слова о необходимости передачи знаний только посвященным и о строгом неразглашении практик и обрядов, получаемых от своего гуру.
Среди всех тантрических практик есть такие, которые являются особенно тайными, их надлежит оберегать от непосвященных, подобно тому как благородная женщина оберегает тайные части своего тела от посторонних людей. Однако общее представление об этих тайных обрядах, их целях и результатах и даже описание условий их проведения содержится во многих Тантрах, доступных достаточно широкому кругу людей, наряду со всеми другими темами, рассматривающимися в этих Писаниях. В наше время, когда информация о Тантре становится все более и более общедоступной, доходя до людей в невероятно искаженном или неразъясненном виде, - необходимы книги и комментарии, дающие представление об истинном смысле тантрических методов, в том числе и тайных обрядов, и разъясняющие значение этих практик с точки зрения самой традиции.
Предубеждение, огульное отрицание Тантры, непонимание ее сути, - сильно распространены как в Индии, так, тем более, и за ее пределами. Такое неприятие, страх или ложное представление о тантрической системе основаны прежде всего на незнании истинных целей и принципов этой традиции, а также, конечно, связаны с ограниченным мышлением людей.
Совершение тайных садхана (практик) под руководством лжеучителя - еще хуже, -оба попадают в темные районы Вселенной, полные невежества и страданий. Поэтом, необходимо получить посвящение от истинного гуру, совсршая тайные ритуалы под его руководством - можно достичь великого успеха. Если вы не видите такого гуру- то призывайте Всевышнего, и Он обязательно (рано или поздно) пошлет вам истинного духовного учителя.