Гаудия Матх - индуистская вайшнавская организация, основанная Бхактисиддхантой Сарасвати в 1918 году в Индии с целью проповеди гаудия-вайшнавизма.
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур создал Гаудия Матха вскоре после принятия санньяса в 1918 году. Основная цель Гаудия Матха, он видел в распространении гаудия-вайшнавизма по всей Индии и за рубежом в первую очередь через публикацию вайшнавской литературы и общественное повторение Харе Кришна мантры (санкиртаны). Всего он основал 64 храмов и ашрамов - филиалов Гаудия Матха. Главным из них был Чайтанья Гаудия Матх.
В 1930 году Гаудия Матха начал свою деятельность в Европе. Это произошло после того Бхактисиддханта Сарасвати послал в Германию, ученика, санньяси Свами Бона, и его проповедь привлекла горстку последователей. Два из них получили духовное посвящение (дикша) - это был Е. Г. Шульц из Германии, а позже принял санньясу и имя Свами Садананда, и Уолтер Айдлиц из Австрии, который получил духовное имя Вамана Даса.
После смерти Бхактисиддханты в 1937 году, его ученики потеряли сплоченность. Некоторые из них основали собственные матхи Гаудия вайшнавов или организации, и стал Ачарьяс. Самые известные из организации Гаудия вайшнавов, созданный одним из учеников Бхактисиддханты Сарасвати является Международное общество сознания Кришны. Он был основан в 1966 году А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, который впервые удалось в распространении гаудия-вайшнавизма на Западе.
Другие филиалы Гаудия Матха:
Чайтанья Сарасват Матх — основан Бхакти Ракшаком Шридхарой Госвами
Миссия Шри Кришна Чайтаньи — основана Бхактивайбхавой Пури Госвами
Гопинатха Гаудия Матх — основан Бхакти Прамодом Пури Госвами
Чайтанья Гаудия Матх — основан Бхакти Дайитой Мадхавой Госвами
В Баг-баджар Гоудия Матхе (Калькутта, Индия) Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад дал свои последние наставления. Шрила Тиртха Госвами Махарадж читает эти наставления.
Прабхупад говорил: <<Скоро Я покину этот мир. Столько проблем Я принес людям>>. Мы должны понимать, что Прабхупад— это личный Спутник Махапрабху. После Ухода Махапрабху появились ложные толкования Его учения. В такое время явились Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.
Итак, он говорит: <<Я причинил столько беспокойств, по той причине, что мне приказано говорить Истину без примеси лжи. Каждому я говорил совершать Хари--Бхаджан без лицемерия в сердце (без капататы). Из-за этого многие стали считать меня своим врагом. Мы говорили с одной лишь целью, чтобы люди стали совершать беспримесное служение Шри Кришне, лишённые желания личного наслаждения и лицемерия>>.
Наше внутренне чувство (стремление, цель) очень важно. Что останется с нами (после оставления этого тела)? Богатства этого мира останутся здесь.
Прабхупад говорил: <<;Бхаджан следует совершать без желаний (отдельных от воли Гуру и Бхагавана) и без обмана. Такие слова я говорил людям>>. Мы часто думаем: <<Я хороший, а все другие плохие>>. Но мы должны осознавать, что это мы сами плохие, а все остальные хорошие.
Шрила Рупа Госвами написал:
атах шри кришна намади
на бхавет грахйам индрийаих /
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй Адах //
Перевод шлоки: <<Имя Кришны, Его Образ, Игры, Обитель и т.д. невозможно осознать с помощью материальных чувств>>.
Прабхупад продолжал: <<Все вы должны проповедовать Учение Шри Рупы-Рагхунатхи по всему миру>>. Из-за того, что мы не очистились от желания наслаждаться этим миром, мы сражаемся друг с другом. Что останется с нами (после оставления тела)? Я очень удачлив, что по-прежнему остаюсь с вами, я должен был оставить это тело некоторое время назад.
<<Не ссорьтесь друг с другом. Распространяйте послание Шри Рупы-Санатаны с энтузиазмом. Наша высшая цель — стать пылинкой на стопах последователей Шри Рупы и Санатаны. Таково наше высшее желание. Приняв прибежище Ашрайа-Виграхи (Шри Гурудева), сосредоточившись на единой цели — служении Верховному Господу, храните единство. В следовании Ашрайа-Виграхе совершайте поклонение Вишайа-Виграхе Шри Кришне. Стремясь лишь к этой цели, так или иначе поддерживайте свою жизнь в этом мире. В поклонении Шри Кришне избавьтесь ото всех желаний. Воспользуйтесь возможностями этого человеческого рождения>>.
Раджа (царь) Бхарат отказался от всего ради поклонения Шри Кришне, однако, живя в лесу, он привязался к одному оленёнку. Из-за этой привязанности он забыл, зачем он отрёкся от всего и пришёл жить в лес. Он стал заботиться об оленёнке, думая, что никто больше не позаботится о нём. Он постоянно думал об этом оленёнке и поэтому в момент своей смерти думал только о нём, поэтому в следующей жизни он получил тело оленя. Однако (благодаря совершённому прежде поклонению) он помнил свою предыдущую жизнь. Он сторонился других оленей и общался с Садху.
Махапрабху в третьей шлоке <<Шикшаштаки>> учит, что мы должны быть смиреннее травинки, терпеливее дерева, оказывать почтение каждому и не ожидать никакого почтения себе. Если мы не будем следовать этому наставлению, что мы получим? Ноль, ничего. Прабхупад говорил в своих последних наставлениях: <<Несмотря на столь многие препятствия, обвинения, преследования и столь многие проблемы этого мира, всегда совершайте Бхаджан и никогда не оставляйте его. Не теряйте энтузиазм. Никогда не оставляйте Кришна-Киртан и Кришна-Смаран (воспевание и памятование о Кришне)>>.
В нашем Матхе в Теджпуре (Ассам) установлены Божества Шри Шри Гуру-Гоуранга Радха-Найана-Мохан джи. В Гуахати — Шри Шри Гуру-Гоуранга Радха-Найанананда джиу. В Гвалпаре — Шри Шри Гуру-Гоуранга Радха-Дамодар джиу.
Служение в сарбхогском Гоудия Матхе (который в Ассаме основал Шрила Прабхупад Сарасвати Тхакур) впоследствии было передано нашему Гурудеву. И в сарбхогском Шри Гоудия Матхе Шрила Прабхупад дал такие наставления нашему почитаемому Гурудеву: <<Почему ты ожидаешь столь многого (от других)*? Если так много хотеть, то придут одни проблемы и трудности. Если ты считаешь, что служение Господу будут совершать другие, то такое сознание никуда не годится. Поклонение Господу — это моя личная обязанность. (Такое сознание мы должны иметь)>>. [*Т.е. не следует ожидать, что другие будут помогать в служении.]
Итак, там проходила пышная процессия, Санкиртан. Многие присоединились,
было множество слонов, лошадей. Многие присоединились к
Нагар-Санкиртану. В то время в Сарбхоге было совершено очень много
служения. Один человек сказал нашему Гурудеву, что Преданные не
принимают на себя ответственность, не совершают необходимое служение, и
следует сказать об этом Шриле Прабхупаде. Гурудев передал эти слова
Шриле Прабхупаде. Прабхупад (наряду с вышеприведёнными наставлениями)
добавил: <<Если кто-то помогает тебе служить Господу, ты должен быть
благодарен такому человеку. Шримати Радхика принимает на себя всю
ответственность Служения Шри Кришне. Она принимает всё Служение Шри
Кришне как Свою обязанность. Если кто-то помогает Ей в служении Шри
Кришне, то Она очень благодарна такой личности>>. Это наставление было
обращено ко всем, а не только к одному нашему Гурудеву. Внутренний
смысл этого наставления заключается в том, что всю ответственность за
служение Прабхупаде принял на себя наш Гурудев, (и точно так же мы
должны принять ответственность за своё служение Гурудеву). А если
кто-то помогает нам в этом служении, то мы должны быть благодарны.
Сегодня день Ухода Шри Гададхара Даса Госвами, Шри Дхананджайи Пандита и Шри Шриниваса Ачарйи.
Шри Гададхар Дас Госвами не отличен от сияния Шримати Радхарани*.
Однажды Шри Гададхар Дас Госвами с процессией
отправился к дому Кази (мусульманского правителя). Кази ненавидел Хари-Киртан. Гададхар Дас Госвами отправился к его дому, чтобы побудить
его воспевать Имя Хари. Он приказал Кази: <<Воспевай Харинам! Через это воспевание ты обретёшь всё>>.
Хотя Кази был настроен против Преданных, видя преданность и святость Гададхара Даса Госвами, он не смог наказать его. Кази был удивлен и спросил: <<Зачем ты пришёл в мой дом?>> Гададхар Дас Госвами ответил: <<В Навадвипе явились Шри Гоуранга с Нитйанандой, чтобы даровать Харинам каждому. Ты — единственный, кто не воспевает Харинам! Если ты произнесешь Харинам, то все последствия твоих грехов будут уничтожены>>. Кази улыбнулся и сказал, что завтра скажет Харинам. Гададхар Дас Госвами стал в восторге танцевать. <<Почему завтра, ты ведь только что произнес Харинам>>! Вся эта история описана в Шри Чайтанйа-Бхагавате. Эта Игра произошла по воле Верховного Господа.
Сегодня также день Ухода Шри Дхананджайи Пандита. Он является очень дорогим Спутником Шри Нитйананды Прабху и одним из двенадцати Гопалов. В Шри Кришна-Лиле его зовут Васудам Сакха. С самого детства Дхананджайа Пандит проявлял Преданность Верховному Господу. Всё, что перешло к нему по наследству, он отдал на Служение лотосным Стопам Махапрабху. Он принял образ жизни отречённого и бродил повсюду. С детства он приносил полные поклоны Туласи Деви трижды в день.Сегодня также день ухода Шрилы Шриниваса Ачарьи.
В Катве Махапрабху принял саннйасу. Во время принятия саннйасы Махапрабху все Преданные плакали, видя обритую голову из Господа. В том месте жил Ганга Дас Бхаттачарья, который все время воспевал <<О Чайтанйа, о Чайтанйа>>! Видя его Преданность Махапрабху, все Преданные дали ему имя Чайтанйа Дас. У него не было желаний этого мира. Но вдруг он пожелал иметь сына. Он был очень удивлён. Ему посоветовали отправиться в Нилачал к Махапабху и рассказать о своём желании. Думая о своём желании, он отправился в Нилачал Дхам. Ещё до встречи с Чайтанйей Дасом Махапрабху осознал его желание и при встрече сказал: <<Господь Джаганнатх исполнит твоё желание. Господь Джаганнатх исполняет желания своих Преданных>>.
Махапрабху позвал (своего слугу) Говинду и рассказал ему о желании Чайтанйи Даса. Он сказал, что сына Чайтанйи Даса будут звать Шринивас, и он будет неотличен от Него. Шринивас расширит Его Игры в этом мире. Он наполнит Преданных вдохновением. Через Шриниваса Бхакти-Шастры (Писания о Преданности Господу) распространятся по всей Индии. Услышав предсказание Шри Гоуранги Махапрабху Чайтанйа Дас вернулся к себе домой. В благоприятный момент его жена дала рождение сыну. Шринивас Ачарйа постоянно слушал об Играх Шри Кришны во Вриндаване. Он (с детства) обладал возможностью и удачей постоянно слушать об Играх Шри Радха-Кришны во Вриндаване.
Как только Шринивас Ачарйа услышал о том, что Махапрабху оставил этот мир, он тут же потерял сознание.
Придя в Нилачал-Дхам, он получил общение с личными Спутниками Махапрабху. Позднее под руководством Шрилы Дживы Госвами (во Вриндаване) он изучал Писания. (В то время) Шринивас получил титул Ачарйа, Нароттам Дас получил титул Тхакур, а Шйамананда — титул Пандит Махашой. Шринивас Ачарйа написал <<Шад-Госвами аштаку>> (Молитва Шести Госвами).
[Шрила Тиртха Госвами приносит поклоны всем Преданным: Ванчха калпа тарубхйаш ча... Затем Шрипад Ачарйа Махарадж начинает читать Гаджендра-Мокшу.]
Гаджендра, царь слонов, возносит молитвы Всемогущему Господу: <<Я приношу свои поклоны Тому, кто защищает предавшихся Ему — Тому, Кто находится за пределами материальных гун; Тому, Кого невозможно осознать с помощью материальных чувств, с помощью материального тела; Тому, кто защищает>>.
чем отличается ИСККОН от Гаудия-матха?
отличий несколько.
Во-первых, во главе гаудия-матхов стоят уттама-махабхагавата гуру, т.е. гуру высшего уровня. Гуру ИСККОН, по их собственным признаниям, являются каништха и мадхьяма, т.е. находятся на начальном и среднем уровне.
Во-вторых, в гаудия-матхах первую инициацию (посвящение в харинаму) дают, как правило, всем желающим, а вторую инициацию (посвящение в дикша-мантры) - тем, кто повторяет не менее 16 кругов, следует 4-м принципам и совершает служение. В ИСККОН для получения 1-й инициации надо 1-2 года совершать служение, долго изучать философию, на знание которой потом надо сдать серьезный тест, заработать благосклонность начальства, к-рое потом дает или не дает рекомендации на инициацию, собрать какие-то страхующие друг-друга подписи.
В-третьих, основной упор духовной практики в ИСККОН делается на проповедь - организация и проведение фестивалей, программ, харинам, распространение книг и т.д. В гаудия-матхах помимо проповеди, т.е. внешней стороны процесса, очень серьезное внимание уделяется личной духовной практике.