Обряд огненного жертвоприношения, самый важный и наиболее сакральный обряд среди преданных Бабаджи. Сам Бабаджи придавал исключительно важное значение возрождению древней ведической огненной церемонии и рекомендовал проводить хаван как можно чаще и повсеместно. Хаван благославляет не только участников и случайных зрителей ритуала, но и саму местность, на которой совершался хаван. Для жертвоприношений используется смесь зерен - самагри, топленое масло, цветы и фрукты.
Вот что Бабаджи рассказывал о хаване: "Я хочу сказать рассказать вам смысл ягьи (хаван - сокращенный вариант ягьи). Хаван, это то, что приносит дождь, который взращивает зёрна. Исток Творения идёт из хавана. Хаван - это подлинный образ богов: всё, что мы предлагаем во время хавана, попадает прямо богам, к которым мы взываем. Совершая хаван, люди получают счастье и все радости жизни. Все они имеют добрые мысли и любовь друг к другу. Дымом от хавана уничтожаются вредные микробы в атмосфере, а бактерии, полезные для жизни, наоборот растут. Это приносит изобилие и улучшает процветание мира.
Перед началом любой работы вы должны, сначала, понять её значимость. Вы можете недоумевать - зачем люди жгут огонь и "тратят " продукты, бросая их в пламя. Это имеет ОГРОМНОЕ значение: Творение произошло по подобию хавана. "
Огонь, почитаемый с древних времён, как форма Божественного, трансформирует подношение и относит его сущность божествам к которым обращаются в мантрах. Таким образом, участники ритуала являются частью цикла Творения.
Бабаджи в своей миссии каждый день, а иногда по несколько раз в день, делал хаван.
В Традиции Натхов хома выполняется в дхуни (выкопанное углубление в земле), имеющую круглую форму, символизирующую пурнату и йони, сотворяющую все мироздание. Обычно натха йоги всегда проводили в первую очередь пуджу для дхуни, так как эта традиция во многом восходит к муни (мауни), которые практиковали в джунглях, горах и других местах, удаленных от социальной среды. У них не было статуй "мурти", как, впрочем, и у ранних арийских племен. В этом плане натха йоги во многих элементах поклонения отражают основные ведические принципы. Из других видов пуджи натхи используют дхупа- и дипа-арати, беря пепел из дхуни и добавляя специальные ароматические вещества, также зажигая огонь для арати от дхуни, который как бы распространяется из дхуни во время выполнения обряда арати. Изначально для йогина все эти процессы означают раскрытие света сознания "четана" из тела йога. Сначала сознание раскрывается вовне в дхуни, потом в арати или различных пуджах, но как бы то ни было, все эти ритуалы изначально имеют связь с внутренними йогическими процессами.
Натховский упрощенный вариант хомы напечатан в новом номере журнала "Адеш", а здесь мы выкладываем перевод выполнения хавана, сделанный йоги Матсьендранатхом, который ему передал Гуруджи Шри Шантипракашананда натха из г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш.
Для хавана нужно приготовить медную или железную стхандилу (если у вас нет постоянного места для его проведения) или же выкопать небольшую ямку (хавана-кунда), обложив ее кирпичами, качественно смазав глиной (желательно данной местности). Приготовить самагри для хомы в виде риса, ячменя и др. злаковых, цветов. Также приготовить патру для "пурнахути" (полного подношения). Пурнахути может быть небольшой плетеной корзиночкой из веток, так чтобы она легко могла сгореть. В нее нужно сложить прасад в виде фруктов или сладостей, часть прасада оставить для вкушения самими участниками в конце обряда. Должен быть колокольчик, которым вы будете звенеть, держа его в левой руке, правой предлагая подношения стхандиле или огню. Также нужны: благовония, которые в ритуале следует расставить вокруг дхуни или стхандилы; свечка, от которой будет зажигаться лучинка (которую вы положите в дхуни в начале ритуала хомы). Можно по-разному получить огонь: посредством трения древесины, от лучей солнца при помощи лупы, принести в специальной патре из дома брахмана или же просто зажечь спичками вспомогательный источник огня. Приготовить камфору (капур), которую вначале кладут в центр стхандилы. Также приготовить три-четыре патры с водой для окропления, ачаманьи, одну калашу с водой поставить на север. Приготовить немного травы, наподобие осоки, как заменитель куши, или же саму траву куша. Ее нужно будет разложить вокруг стхандилы, две травинки положить отдельно, они понадобятся для разделения растопленного масла на три части. И, конечно же, приготовить патру с растопленным маслом, количество которого должно быть достаточным для выполнения ритуала. Все самагри нужно положить на поднос и поставить его позади себя. Сесть лицом на восток, а если нет возможности - то на север. Конечно, нужно приготовить специальные дрова, которые вы будете подкладывать во время ритуала в огонь. Нельзя использовать дрова, в которых есть насекомые, дрова с большими сучками, сырую древесину, покрытую плотной корой. Частью лучинок в начале ритуала нужно выложить треугольник в стхандиле, так, чтобы один угол треугольника был направлен к вам, туда же положить камфору. Ложка для возлияния гхи должна быть достаточно удлиненной, чтобы не обжечь руки при возлиянии масла. Бросая самагри в огонь, предварительно поднеся их к сердцу, в конце мантры Деваты произносите "сваха". Если огонь начинает потухать (чего нельзя допускать - огонь никогда не должен потухать), то с мантрой и "сваха" нужно делать возлияние масла в огонь. Затем снова продолжайте бросать самагри с мантрой в огонь. Участники должны сесть вокруг дхуни. Если их много и бросать самагри неудобно, то каждый может помимо тарелочки с самагри взять еще одну и в нее отдельно складывать подношения каждый раз с произнесением мантры, а потом подойти и одним разом все предложить в огонь. Следует помнить, что огонь - это символ Брахмана, в котором присутствует призываемое Божество и которому вы делаете подношения. Огонь называют Вахни, т.е. то, что переносит подношение через огонь, восходящий вверх к небожителям, которые таким образом будут умилостивлены и одарят вас разными успехами - как плодами вашего подношения.
Это если рассказать самое основное. Остальное можно узнать из других отдельных статей и материалов по хоме, ну и, конечно, желательно по ней получить передачу и наставления непосредственно от Гуру в устной форме, в соответствии с той или иной традицией. Есть общая схема всех хом, но в зависимости от конкретной сампрадаи, цели обряда, они все могут сильно различаться. Здесь дана несложная форма тантрика-хавана.
Предложите цветок с гандхой на алтарь, произнося мантру Деваты.
(имя Божества) devata stha??ilaya nama?
Приветствую стхандилу (имя Деваты)!
Во всех предварительных подношениях можно использовать цветы, которые можно предварительно окунуть в красный чандан или желтый, и рис. Можно просто рис, если нет цветов.
После этого садхака чертит на алтаре с запада на восток три вертикальных линии. Таким же образом чертит поперечные линии с юга на север. После он делает предложения на вертикальных линиях справа от каждой с мантрами Вишну, Шивы и Индры:
om mukundaya nama?
om isaya nama?
om purandaraya nama?
Ом, приветсвую Мукунду [кто дарует мокшу]!
Ом, приветсвую Ишу [кто есть Ишвара - владыка]!
Ом, приветствую Пурандараю [кто разрушает три города (т.е.телесные привязанности)]!
Таким же образом выполняются предложения на поперечных линиях с мантрами Брахмы, Вайвасвата и Чандрама:
om brahma?e nama?
om vaivasvataya nama?
om indave nama?
Ом, приветсвую Брахмана!
Ом, приветсвую Вайвасвату [сына Солнца]!
Ом, приветствую Инду [кто являет собой Луну]!
Потом садхака предлагает Девате на алтарь шаткону, чертит внешний круг и за пределами круга восьмилепестковый лотос (янтра). Далее с биджей «ОМ» все предметы окропляются водой. Затем делается предложение в центр стхандилы вышеупомянутой янтры восьмилепесткового лотоса с мантрой:
hri? adhara saktyadibhyo nama?
Хрим, опоре силы поклонение!
Далее в огненный угол янтры (на юго-восток) делается предложение с мантрой:
om dharmaya nama? - Ом, приветствие дхарме (жизненному пути)!
в угол Ишаны (северо- восток) с мантрой:
om jnanaya nama? - Ом, приветствие Джняне (знанию, мудрости)!
в угол Ваявьи (северо – запад) с мантрой:
om vairagyaya nama? - Ом, приветствие Вайрагье (отречению)!
и в угол Наирритья (юго – запад) с мантрой:
om aisvaryaya nama? - Ом, приветствие Айшварье (могуществу)!
Затем выполнить подношения на восток с мантрой:
om adharmaya nama? - Ом, приветствие Адхарме (неправедности, как форме Брахмана)!
на север с мантрой:
om ajnanaya nama? - Ом, приветствие Аджняне (незнанию, как форме Брахмана)!
на запад с мантрой:
om avairagyaya nama? - Ом, приветствие Авайрагье (отсутствию бесстрастия)!
и на юг с мантрой:
om anaisvaryaya nama? - Ом, приветствие Анаишварье (отсутствию могущества)!
Затем садхака делает подношение в центр янтры:
om anantaya nama? om padmaya nama?
a? arka-ma??alaya dvadasa-kalatmane nama?
Ом, бесконечному поклонение! Ом, лотосу поклонение! Ам, мандале [солнечных] лучей, состоящему из двенадцати частей Атману поклонение!
om soma-ma??alaya ?o?asa-kalatmane nama?
ra? vahni-ma??alaya dasa-kalatmane nama?
Ом, мандале сомы, состоящему из шестнадцать частей Атману поклонение! Рам, мандале ваханы [Агни], состоящему из десяти частей Атману поклонение!
Затем делаются подношения в лучи этого лотоса. Начинать следует с восточной стороны:
om pitayai nama? – Ом, облаченной в желтое поклонение!
om svetayai nama? - Ом, облаченной в белое поклонение!
om aru?ayai nama? - Ом, облаченной в красное поклонение!
om k???ayai nama? - Ом, облаченной в черное поклонение!
om dhumrayai nama? - Ом, облаченной в серое поклонение!
om tivrayai nama? - Ом, неистовой (режущей) поклонение!
om sphuli?gyai nama? – Ом, искрящейся поклонение!
om rucirayai nama? – Ом, сияющей (великолепной) поклонение!
В центр: om jvalinyai nama? – Ом, огненной поклонение!
Затем сделать подношение на янтру со следующей мантрой:
ra? vahne? asanaya nama?
Рам, месту пребывания огня поклонение!
Медитируя на Сарасвати. А именно:
vagisvarim?tu-snata? nilendivara-locanam |
vagisvare?a sa?yukta? dhyatva mantra tadasane ||
Медитирую на Вагишвари (Красноречивую), пребывающую во рту, чьи глаза подобны голубому лотосу.
Затем предложить цветок и гандху с биджей - hri?. После этого садхака наблюдает божественным видением агни, прочитав мула-мантру, выполняет авахану огню с мантрой pha?. После месту огня в вышеупомянутой янтре делается подношение с мантрой:
om vahne yoga-pi?haya nama?
Ом, месту соединения с огнем поклонение!
В четыре угла, начиная с востока, с мантрами делаются подношения:
om vamayai nama? – Ом, Превлекающей поклонение!
om jye??hayai nama? – Ом, Достопочтимой поклонение!
om raudrayai nama? – Ом, Разрушающей поклонение!
om ambikayai nama? – Ом, Матери поклонение!
Затем в янтру в агни-стхану делается подношение с мантрой:
(имя Божества) devata stha??ilaya nama?
Приветствую стхандилу (имя Деваты)!
Затем медитируйте на Вагишвари как прежде в форме Иштадеваты. Теперь нужно читать биджу ra?. Разжигая огонь, бросьте одну горящую лучину на юг, пожертвовав ее ракшасам, с мантрой:
(вставив мула-мантру Иштадеваты) hru? pha? kravyadebhya?
(мула-мантра) хрум пхат, пожирателям крови [поклонение]!
Затем читать мантру pha?, воображая огонь. Произнести биджу hu? с покрывающей мудрой. Показать огню дхену-мудру, давая ему амриту. Затем садхака упирается о землю двумя коленями, взяв в ладони лучинку, зажигает ее от вспомогательного источника огня и трижды над стхандилой чертит в воздухе круг, медитируя на агни в форме семени Шивы, устанавливает его в янтре, в треугольнике перед собой. Далее образу огня выполняются подношения с мантрами:
hri? vahni murtaye nama? | ra? vahni caitanyaya nama?
Хрим, образу огня поклонение! Рам, сознанию огня поклонение!
Затем зажигается огонь с мантрой:
om cit pingala hana hana daha daha paca paca sarvajnajnapaya svaha|
Ом, всезнающее пламя! Пожирай, пожирай! Сжигай, сжигай! Пылай, пылай! Сваха!
После произносится прартхана:
agni? prajvalita? vande jata-veda? hutasanam |
suvar?a-var?amamala? samiddha? sarvatomukham ||
Я кланяюсь почитаемому огню, знающему все, имеющему золотой цвет, чистому, знающему все рождения, принимающему жертвоприношения и смотрящему во все части света.
Затем садхака раскладывает траву куша вокруг стхандилы и произносит:
agne | tva? (имя вашего Иштадеваты) asi
О Агни, ты – бог (имя вашего Иштадеваты).
Сразу после этого произнести:
om vaisvanara jataveda ihavahavaha lohitak?a |
sarva-krama?i sadhaya svaha |
О Вайшванара, всезнающий, приди, приди сюда. О Красноглазый! Даруй успех во всех моих делах, вознагради мои старания!
Выполнить подношение агни, произнося мантру вашего Иштадеваты. Затем выполнить подношение семи языкам огня, Хиранье, с его мантрой:
om vahnehira?yadi-sapta-jihvabhyo nama?
Ом, поклонение семи золотым языкам пламени!
Затем следует подношение шести языкам пламени Хридая с мантрой:
om sahastrarcci?e h?dayaya nama?
Ом, поклонение шести языкам пламени Хридаи!
Затем - подношение шести языкам пламени Шадана с мантрой:
vahane? ?a?a?gebhyo nama?
Поклонение шести языкам пламени!
Далее выполняется подношение с мантрой:
om vahni-murtibhyo nama?
Ом, поклонение восьми образам пламени!
После этого делается подношение восьми шакти с мантрой:
om brahmadibhyo'?aktibhyo nama?
Ом, поклонение восьми силам Брахмы!
Затем - подношение с мантрой :
om padmadya??a-nidhibhyo nama?
Ом, поклонение восьми сокровищам лотоса!
Затем подношение хранителям сторон света и в бхупуре, согласно местоположению. Далее садхака берет две травинки куша, длинной 9 дюймов (расстояние от большого пальца руки до мизинца), и разделяет ими топленое масло на три части. На среднюю часть нужно медитировать как на сушумну. Затем нужно взять ложечкой гхи с правой стороны, пожертвовав правому глазу агни:
om agnaye svaha
Ом, агни подношение!
Затем взять ложечкой гхи с левой стороны, пожертвовав левому глазу агни:
om somaya svaha
Ом, соме подношение!
Затем взять из середины, пожертвовав голове агни:
om agni-somabhya? svaha
Ом, обоим - агни и соме подношение!
Далее, произнося nama?, возьмите гхи с правой стороны, пожертвовав топленое масло в рот агни:
om agnaye svi??a-k?te svaha
Ом, агни должным образом предлагаю!
Затем трижды возлить масло в огонь, произнося:
bhu? bhuva? sva?
Потом три раза выполните приношение с мантрой:
om vaisvanara jataveda ihavahavaha lohitak?a sarvakarma?i sadhaya svaha
О Вайшванара, всезнающий, приди, приди сюда. О Красноглазый! Даруй успех во всех моих делах, вознагради мои старания!
Затем садхака призывает в огонь Иштадевату при помощи мантры и почитает его. После с "мула-мантрой" и произнесением в конце нее svaha выполнить 25 приношений, 108 или более.
Затем, медитируя на единство Атмана, Агнидеваты и Иштадеваты, выполните 11 приношений с этой мула-мантрой:
a?ga-devatabhya? svaha
Теперь садхака, стоя и держа пурнахути, провозглашает санкальпу, вставляя в нее соответствующие данные, а именно:
yatha vi??u: om tatsat om adya (название месяца) masasya , (название пакши – половины месяца) pak?e, (название титхи – лунный день) tithau, (название раши – знак зодиака) rasi-sthite bhaskare, (намерение) abhi??artha-siddhi-kama?, (название титула) gotra?, (название ашрама – принадлежность к школе) asrma tilajyadi-misritai? pu?pairvilva-patradibhirva sraddha vahanau ahuti? aha? dade
В (...) месяц, (...) половины луны, (...) лунный день, в (...) раши, ради (...) обретения богатства, совершенств и удовлетворения, я, принадлежащий к семье (...), школе (...), совершаю жертвенное предложение семени кунжута, смешанное с цветком бильвы, гхи и медом в этот установленный период.
Произнося санкальпу, пожертвуйте смесь кунжута, гхи, меда (или цветок) и листья бильвы в огонь не менее восьми раз. Затем поднесите фрукт и бетель с мула-мантрой svaha в агни, совершая пурнахути. После с самхара-мудрой выполните висарджану, перенеся Божество из огня в свой сердечный лотос, произнося мантру agne k?amasva.
Смешайте оставшееся гхи с пеплом и поставьте тилак в межбровье себе и участникам обряда.
Так завершается хаван. Эта садхана наделяет всеми сиддхами. Садхану желательно всегда совершать с почитанием Богини, тогда она считается завершенной. Таково описание хомы согласно тантрическим паддхати.
отрывок перевода из Парашурама-кальпа сутры, из 10-й части, посвященной хоме:
Следует выполнять ахути: ради умиротворения - с растительным и топленым маслом, с пищей - ради обретения пищи и амриты, с палавой и самитчутой - ради успокоения беспокойств, с дурвой - ради долголетия, с Крита-малой - ради обретения богатства, с лепестками бильвы - ради царства, с лотосами - ради царствования, с чистой ладджей - ради обретения невесты (дочери), с нанди авартой - ради поэтичности, с ванджулой - ради процветания, с маулика-джати и пуннагой - ради удачливости, с бандхукой, джапа-кимшукой, бакулой и мадхукарой – ради владычества, с лаваной - ради привлекательности, с кадамбой - ради подчинения всех, с шали и тандулой - ради богатства, с кункумой, горочаной и прочими благовониями - ради удачливости, с цветами палаши или красным маслом - ради силы, с цветками дхаттуры - для сведения с ума, с дровами из виша-врикши, шлешматаки, вибхитаки - ради уничтожения врагов, с нимбом, тилактой и лаваной - ради умерщвления, с каколукой пакшей - ради вызывания вражды, с тилой, тайлактой, маричи - ради уничтожения кашля и одышки. /24/
Перевел и прокомментировал Йоги Матсьендранатх Махарадж.